Наставь юношу
Наставь юношу
Просмотров: 95 | Голосов: 1 | Рейтинг: 2 |
-2 -1 0 +1 +2   
Наставь юношу

На мой взгляд, важнейший принцип, который необходимо учитывать при воспитании детей, можно сформулировать следующим образом: сущность человека определяет его поступки, а не наоборот. Другими словами, поступки являются следствием того, кем человек является и каким себя воспринимает. Так, в Божьем Слове часто говорится о настоящей сущности верующих, какой они обладают во Христе: они являются детьми Божьими (1 Ин. 3:1-2), светом этому миру (Мф. 5:14), солью земли (Мф. 5:13). Именно поэтому от них ожидаются соответствующие дела. Например, в послании Ефесянам (5:1) сказано: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные». Иначе говоря, поступайте, как Господь, потому что вы уже являетесь Его детьми. По такому же принципу строятся и отношения земных родителей с их детьми: каждый ребенок – это дар Божий и награда от Него (Пс. 126:3), созданная самим Богом индивидуальность (Пс. 138:13), и относиться к нему нужно соответственным образом: бережно, уважительно, с любовью. Правильное понимание библейской истины о сущности ребенка и основанное на этом отношение к нему – первоначальная основа воспитания.

Поэтому сначала нужно утвердить ребенка в истине о его сущности, постоянно проявляя к нему уважение и любовь, и только потом ожидать положительных результатов. Нарушение этого принципа (когда от ребенка изначально требуется исполнение каких-то правил, и от этого зависит суждение о нем как о личности) является одной из основных причин, из-за которой родители имеют проблемы с поведением своих детей. Происходит это потому, что, постоянно критикуя детей и внушая им, какие они плохие, невозможно добиться устойчивого положительного поведения: человек всегда будет вести себя соответственно представлениям о себе. Попытки переделать личность ребенка, давление и критика могут лишь временно повлиять на поведение, нося поверхностный характер и создавая иллюзию того, что воспитательный процесс идет в нужном направлении. Вывод, который сделает ребенок из бесконечных претензий к нему, будет сильно отличаться от ожиданий родителей. Скорее всего, он начнет думать о себе примерно следующее: «Раз меня все время критикуют, значит, во мне нет ничего по-настоящему хорошего». И однажды повзрослевший ребенок начнет проявлять то, что на самом деле находится у него внутри. Чтобы наставление утвердилось в его жизни и начало приносить плод, оно должно стать его убеждением. Когда ребенок чувствует доброе к нему отношение, его сердце раскрывается и он готов принять то, чему его хотят научить; таким образом убеждения родителей или других наставников могут стать его собственными.

Как учитель могу сказать: если дети доверяют взрослому и уверены в его добром к ним отношении, повлиять на них намного проще. Например, любому из своих учеников я могу сделать замечание по поводу его поведения, манер или внешнего вида и не сомневаться в том, что он, по крайней мере, прислушается. Почему? Потому что знает, что я желаю ему добра и не пытаюсь без веской причины раскритиковать его. Ему не нужно защищаться от меня. Но когда мне приходится заменять других учителей, я вижу, что их ученики не так послушны, так как не всегда могут понять мои мотивы.

Проводя с детьми много времени и наблюдая за их поведением в разных ситуациях, я не могу не замечать, насколько самооценка влияет на их жизнь, и в первую очередь на поведение и отношения с окружающими. Однажды, например, мне пришлось разнимать двух дерущихся шестиклассников в столовой; один из них с яростью набросился на другого только потому, что тот ненароком взял его стакан вместо своего. Если разобраться глубже в этой ситуации, то станет очевидным: дело было вовсе не в стакане, а в уязвленной, заниженной самооценке «потерпевшего», из-за которой он воспринял действия «похитителя» стакана как глубокое личное оскорбление. И подобных примеров множество.

Тем, кто занимается воспитанием детей, нужно знать, что самооценка человека формируется примерно следующим образом. С самого раннего возраста, как только ребенок начинает ощущать себя отдельной личностью, он подсознательно задается вопросом: «Кто я? Каков я?» Ответ на этот вопрос он ищет у самых близких и значимых для него людей – папы и мамы. Конечно, он не спрашивает их об этом напрямую; процесс самоопределения личности происходит на бессознательном уровне. Дети пытаются интуитивно определить отношение родителей к ним и на основании этого делают выводы о собственной значимости. Поэтому грубейшая ошибка, которую могут допустить (и, к сожалению, часто допускают) родители, – это, поддавшись негативным эмоциям, начать судить о своем ребенке по его поведению. Когда, по мере подрастания своего чада, папа с мамой обнаруживают в нем те или иные отрицательные черты характера (которые, очень вероятно, малыш унаследовал от них же), они начинают критиковать его, одергивать, делать неутешительные выводы вроде: «Да ты лентяй!», «Какой же ты непослушный!», «Ну и упрямый!» и т.п., не понимая при этом, что ничто не сравнится по своей разрушительной силе для самооценки ребенка с родительским недовольством, направленным на его личность. (Я не имею в виду порицание за неприемлемое поведение; оно необходимо и приносит пользу, если осуществляется правильно, т.е. когда критикуется не личность как таковая, а поступок). Дети моментально улавливают отрицательное отношение к ним (пусть даже эпизодическое) и делают выводы о собственной значимости.

Также нужно помнить, что ребенок оценивает слова и поступки родителей по отношению к нему при помощи наивной детской логики, которую взрослые не всегда учитывают. Например, в распространенной ситуации, когда ребенку приходится подолгу звать кого-то из родителей, прежде чем на него обратят внимание, вывод детского разума будет таков: «Видимо, не так уж я и важен». Таким путем в сердце ребенка поселяется сомнение в собственной значимости, которое может впоследствии проявиться в разнообразных страхах, само­уничижении, болезненном избегании любой критики, конфликтном поведении и т.п.

Став учителем, я впервые увидела масштаб этой проблемы. Практически каждый из детей, с которыми мне пришлось работать, имеет те или иные отклонения в самооценке. (Как ни странно, даже дети из христианских семей не всегда являются исключением). Они привыкли думать и говорить о себе плохо, что, конечно, отрицательно сказывается и на учебе, и на поведении. Низкая самооценка мешает им достигать настоящих успехов. Например, у меня есть ученик, который настолько боится сделать ошибку, что, начав говорить, останавливается на полуслове и ждет моей реакции. Мне нужно постоянно его подбадривать, чтобы он смог закончить фразу. Конечно, в подобной ситуации о достижении высоких результатов не может идти речи, потому что ученик слишком связан страхом, чтобы рисковать и добиваться успеха. Обычно такое поведение характерно для детей, растущих в семьях, где не дают права на ошибку и за любое отклонение от правил подвергают личность ребенка жесткой критике.

Вот почему ни учителям, ни тем более родителям нельзя перегибать палку, высказывая детям какие-то претензии, пусть даже кажущиеся вполне справедливыми и обоснованными. Для этого нужно иметь мудрость Божью и Его водительство, которые позволят сбалансированно применять как обличение, так и похвалу в процессе воспитания...

Татьяна Карлюк

Нравится Нравится