ВОДНОЕ КРЕЩЕНИЕ И ПРИЧАСТИЕ
Главная » Образование » Расширенное вероучение » ВОДНОЕ КРЕЩЕНИЕ И ПРИЧАСТИЕ

ТЕМА 23
ВОДНОЕ КРЕЩЕНИЕ И ПРИЧАСТИЕ

Иисус Христос дал Своему народу два установления, подтверждающие общение и  единение с Ним. Первое – это водное крещение, которое человек принимает один раз в жизни как видимое свидетельство начала христианского пути. Второе – причастие, которое соблюдается христианином в течение всей жизни как знак непрерывного общения с Христом и верности завету с Ним.
Рассмотрим эти священнодействия.
I. Водное крещение
Библейское основание для крещения.
Иисус Христос в Своем Великом поручении заповедовал ученикам крестить тех людей, которые примут Евангелие (весть о Христе). Крещение символизирует смерть и воскресение Христа, а также нашу «смерть» для греха и наше воскресение для новой жизни: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6:3–5) и символизирует наше вступление в Церковь: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13).
Исходя из этого, мы понимаем, что крещение – это не просто обряд или обычай, а заповедь, данная Христом, которую выполняли Его ученики и последователи. Современным христианам также необходимо выполнять эту заповедь, так как через нее мы показываем наше повиновение Богу и публично свидетельствуем о том, что мы стали христианами.
Порой люди не хотят принимать крещение, утверждая, что они еще не готовы. Такие люди под готовностью подразумевают свое совершенство, они думают: вот когда я перестану грешить, когда я стану святым и сильным христианином, вот тогда я приму крещение. Но святость и духовная зрелость – это процесс всей нашей жизни, никогда не будет такой точки, где мы сможем сказать, что я достиг высот духа и дальше некуда подниматься.
Другие люди думают, что водное крещение – это способ, которым они получают спасение. Они принимают крещение, не понимая, что Священное Писание ставит условием спасения веру. Спасение нельзя получить, совершив какой-нибудь ритуал, пусть он даже взят из Библии, его нельзя заслужить добрыми делами.
Водное крещение само по себе не производит перемены в человеке. Оно лишь служит публичным заявлением о том, что человек отдал свою жизнь Христу. Крещение является актом послушания Богу, исполнением Его воли. Это серьезный шаг, требующий ответственности. Принимая крещение, христианин берет на себя обязательство любить Иисуса Христа всем своим сердцем и жить на основании библейских заповедей. В свою очередь Бог гарантирует сделать нас способными жить согласно нашему решению (1 Фес. 5:23, 24) и сохранить нас для вечной жизни (Иуд. 24).
Водному крещению предшествуют:
– вера в Господа Иисуса Христа как личного Спасителя: «Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян. 8:37);
– покаяние: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38);
– предварительное наставление и обучение основам евангельского учения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19).
Господь говорит о том, что прежде самого акта крещения следует научить людей. Вот почему мы отвергаем крещение младенцев. Младенцы не могут быть научены, они не могут покаяться и не могут верить, т.е. не отвечают условиям крещения. В Новом Завете мы видим, что принимали водное крещение люди, которые могли принять самостоятельное решение.
Церковь благословляет в молитве детей, приносимых или приводимых родителями (Мф. 19:13–15).
Само значение греческого слова «крещение» – «баптизма» подразумевает полное погружение в воду (поглощение): «быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:12),  «А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» (Ин. 3:23). Следовательно, крещение необходимо совершать через полное погружение, и только в исключительных случаях, при абсолютной невозможности полностью погрузить крещаемого в воду (например, тяжелая болезнь), допускается совершать крещение через окропление.
Водное крещение совершается на основании положительных ответов крещаемого на вопросы: «Веришь ли ты, что Иисус Христос есть Сын Божий? Веришь ли ты, что Он умер за твои грехи и воскрес ради твоего оправдания? Обещаешь ли ты служить Господу чистой и доброй совестью во все дни твоей жизни?» Крещаемый должен иметь возраст, позволяющий выполнить условия крещения, но не моложе 14 лет (возраст, с которого, согласно белорусскому законодательству, наступает и уголовная ответственность).
Водное крещение совершается рукоположенным служителем индивидуально каждому крещаемому, одетому в соответствующие одежды, в открытых водоемах, баптистериях или бассейнах через полное погружение в воду во имя Отца, Сына и Святого Духа.
После принятия водного крещения верующий становится членом поместной церкви.
При переходе людей из других христианских конфессий в церковь ХВЕ их перекрещивание не совершается в случае, если при принятии крещения этими людьми были выполнены библейские условия водного крещения.

II. Причастие
На страницах Нового Завета мы находим различные названия данного установления: «вечеря Господня» (1 Кор. 11:20), «трапеза Господня» (1 Кор. 10:21),  поскольку Он участвовал в ней и был на ней самым почетным лицом. Совершение ее в церкви называется «приобщением» (1 Кор. 10:16), поскольку, принимая в ней участие, мы общаемся друг с другом и с Христом. Оно также называется «преломлением хлеба» (Деян. 2:42). Многие говорят и о «воспоминании Господа» из-за Его слов «сие творите...». Некоторые используют выражение «евхаристия», означающее «благодарение», поскольку Христос возблагодарил за хлеб и чашу (Мф. 26:26, 27), но в Писании такого названия нет. Чаще всего мы используем слово «причастие»: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17).
Причастие тесным образом связано с традицией иудейской Пасхи. В Библии подчеркивается особая важность Пасхи для израильского народа. Сесть за пасхальный стол означало вспомнить историю своего национального освобождения от рабства и участием в этом подтвердить свою принадлежность к данному народу. Важность участия в Пасхе подтверждается еще и тем, что если человек по различным причинам не мог приготовиться и участвовать в ней, то ему предоставлялась возможность совершить Пасху в те же числа в следующем месяце (Числ. 9:11). А если он и этим пренебрегал, то он истреблялся из числа народа.
Подготовка к пасхальной вечере в Ветхом Завете предполагала много вещей. Там не могло быть случайного участия. То же относится и к нам. Нужно пересмотреть свою жизнь, исповедовать свои грехи перед Богом, а при необходимости – перед служителем церкви, проанализировать взаимоотношения с другими людьми, попросить прощения у обиженных нами.
В ночь перед Своими страданиями Иисус совершил трапезу с учениками и этим Он показал, что символически хлеб и вино означают для них то же, что и пасхальный агнец для евреев, – освобождение от духовного рабства греха и принадлежность к спасенному народу.
В причастии используется хлеб, который символизирует избитое и израненное тело Христа, и чаша, символизирующая кровь Иисуса: «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:23–25). После молитвы хлеб и вино становятся святынею, и потому участвующие принимают их с благоговением, стараясь при этом не уронить хлеб и не пролить вино.
Как правило, поместные церкви ХВЕ Беларуси совершают причастие без омовения ног, как специального обряда во время служения. Допускается хлебопреломление с омовением ног, если это было принято поместной церковью и стало частью ее служения.
Хлеб желательно максимально приблизить к состоянию пресного, вино – виноградное безалкогольное или слабоалкогольное.
Достойное участие приносит христианину:
– единение со Христом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56);
– ощущение своей причастности к Церкви – Телу Господа Иисуса Христа: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17);
– физическое исцеление: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:24);
– уверенность в вечной жизни с Господом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54).
Кто может принимать участие?
Можно совершенно определенно сказать, что если Пасха была лишь для иудеев и обрезанных пришельцев (Исх. 12:43, 48), то и причастие – лишь для христиан. Оно совершается ради Христа, как сказал Христос на самой вечере. И именно ученики начали преломлять хлеб в память о Нем после того, как Он воскрес. Более того, причастие предназначено для подготовленных христиан, у которых должно быть желание участвовать в нем (пренебрежение данным служением разрывает связь с Христом). Некоторые верующие не заботились о своем духовном состоянии, когда принимали участие, и были предупреждены о наказании Божьем (1 Кор. 11:27–32). Таким образом, в причастии могут принимать участие члены церкви, принявшие водное крещение, не находящиеся на церковном взыскании, живущие достойной христианской жизнью и рассуждающие о Теле Господнем.
Следует отметить, что менструация или случившаяся накануне поллюция не может быть препятствием для участия в причастии.
Принимающим причастие желательно быть в посте.
Как часто должно совершаться причастие?
В Библии нет четкого указания на то, когда и как часто оно должно совершаться. В Иерусалиме это происходило ежедневно (Деян. 2: 46). Ранняя Церковь совершала вечерю раз в неделю, в воскресенье, как основной элемент своих собраний (Деян. 20:7). Но это не означает, что и нам необходимо проводить причастие каждое воскресенье. Важно, чтобы это не стало просто обрядом или ритуалом. В нашем братстве мы рекомендуем совершать причастие раз в месяц, по возможности в первое воскресенье. Совершает причастие рукоположенный служитель или нерукоположенный по поручению епископа.