СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ЧАСТЬ 1
Главная » Образование » Расширенное вероучение » СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ЧАСТЬ 1

ТЕМА 4
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

ЧАСТЬ 1

Библия – это Слово Бога, адресованное человечеству в письменной форме. Через тексты Священного Писания Бог сообщает людям все, что им необходимо знать о Нем. Кроме того, Он дает нам через библейские тексты важные сведения о вселенной, об ангелах, о человеке, касаясь их происхождения, смысла, цели, единства и предназначения.
Преобладающая тема Священного Писания – Господь Иисус Христос, обещанный Богом Спаситель: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39); «…ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10).

I. Структура Библии
Библия подразделяется на Ветхий Завет (39 книг) и Новый Завет (27 книг). До пришествия Христа разделения на Ветхий и Новый Заветы не существовало – было только одно собрание Священных Писаний. Но после того как через Апостолов и других учеников Иисуса Христа был дан другой ряд Священных Книг, Церковь стала различать Ветхий Завет и Новый Завет.
В данном случае слово «завет» означает соглашение с Богом, заключенное ради духовного наставления и блага человечества. Завет неизменен: люди могут принять или отвергнуть его, но не могут изменить. Таким образом, Завет – это Слово от Бога, предназначенное для исполнения людьми для их же блага.
Писания Ветхого Завета базируются на Законе, данном Богом через Моисея. Через Моисея также получены важные сведения о происхождении неба и земли, сотворении всего на земле, в том числе и человека, его грехопадении и последующем распространении людей по земле, а также избрание Авраама и обещание воздвигнуть из его потомков Спасителя человечества: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» (Втор. 18:15).
В последующих пророчествах Ветхого Завета есть прямые указания на создание другого, то есть Нового Завета: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31–34). А новозаветная книга Послание к Евреям особенно подтверждает это: «… с переменою священства необходимо быть перемене и закона» (Евр. 7:12); «Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому» (Евр. 8:7).
Термин «Новый Завет» указывает на новый вид взаимоотношений Бога с людьми, основанный на искупительной работе Иисуса Христа. Следовательно, новозаветные Писания – это Слово от Бога к людям, предназначенное для их духовного возрождения и получения спасения через принятие верой Иисуса Христа.

1. Ветхий Завет

Названия Ветхий Завет в иудейской литературе нет. Все Писание евреи называли Танах и делили на три части: Закон, Пророки и Писания.
К Закону относится Пятикнижие Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие). К Пророкам – книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, четыре книги Царств, а также так называемые книги поздних пророков (Исаия и Иеремия) и малых пророков (остальные 12 книг пророков). К Писаниям относятся книги Псалтирь, Притчи, Иова, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия и две книги Паралипоменон.
39 книг Ветхого Завета были написаны в период между 1500 – 400 гг. до н.э.

2. Новый Завет
Христиане называют свое собрание книг Новым Заветом исходя из слов Иисуса Христа во время Его последней Пасхальной вечери с учениками: «… сия чаша есть новый завет в Моей Крови» (1 Кор. 11:25). Этот новый завет с Богом заменил прежний завет Закона, данный через Моисея, и вступил в силу благодаря смерти и воскресению Иисуса Христа: «И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр. 9:15).
Книги Нового Завета начинаются с четырех Евангелий, в которых описывается рождение, жизнь, смерть, воскресение и вознесение Иисуса Христа, а также обучение Им учеников, которые должны были продолжить Его дело после вознесения. Книга Деяний Апостолов описывает возникновение Церкви в день Пятидесятницы и начало распространения евангельской вести по всему миру через служение апостолов. Послания делятся на общие (соборные) и Послания апостола Павла (14 посланий). К общим относятся Послания Иакова, Иуды, три послания Иоанна и два послания Петра. Заканчивается Новый Завет книгой Откровение Иоанна, которое содержит в себе Слово Бога к семи церквам в Малой Азии, а также повествования о событиях последнего времени. 
27 книг Нового Завета были написаны в период 45 – 95 гг. н.э.


II. Богодухновенность Библии
Богодухновенность – это действие Святого Духа, посредством которого Он дает избранным людям способность воспринимать особое откровение Бога и без пропусков и ошибок, пользуясь свойственным им языком и стилем, изрекать или записывать это откровение как слова от Самого Бога.
Библия говорит, что каждая часть из ее 66 книг в равной степени является произ¬ве-дением Божественного вдохновения: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).
Все божественное особое откровение имеет свой источник в Отце, передается через Сына и облекается в форму человеческого языка действием Святого Духа в избранных людях: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи люди, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).
Будучи носителем и провозвестником от¬кровения Отца, Господь Иисус не только изрекал слова Отца, но и проявлял характер и осуществлял деяния От¬ца в Своей земной жизни и служении: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца;
и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27; см. также Ин. 12:49, 50). Более того, получив новозаветное откровение от От¬ца, Иисус передал его Своим апостолам и их сподвижникам. Нам Господь открывает Писание посредством Духа Святого: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:13–15).
Существует множество доказательств того, что Библия является Словом Божьим: возраст Библии, цельность повествования (хотя она была написана более чем 40 авторами в течение длительного периода времени), исполнение пророчеств, неизменные моральные принципы, способность Библии изменить человеческую жизнь и др. Но самое главное доказательство – это действие Духа Святого. Дух Святой подтверждает, что Библия есть Слово Божье. Он побуждает нас принять написанное и доказывает ее силу в нашей жизни.
Хотя мы и не способны понять, как Дух Святой через людей, склонных к ошибкам, осуществлял безошибочную запись, это вовсе не причина для того, чтобы отрицать Его способность к такому воздействию, а также факт самого этого воздействия.
Богодухновенность Библии придает ей признанный авторитет, который не нуждается в поддержке людей. Библия заслуживает нашего внимания: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте…» (2 Пет. 1:19). Все, во что нас призывает верить Бог, записано в Библии, и к ней ничего нельзя ни прибавить, ни убавить.
«И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:18, 19). Этот текст можно относить не только к книге Откровение, но и ко всей Библии в целом.

III. Канон Библии
Мы верим и считаем, что только 66 книг канона представляют собой чистое Божье Слово и исключительный стандарт для проверки всех утверждений об истине.
Канон Библии – это книги, которые являются авторитетными в вопросе откровения Божьей воли. Слово «канон» произошло от древнегреческого слова, означающего прямую палку, в частности меру, правило. В применении к священным книгам «канон» означает коллекцию, собрание или список книг, которые образуют собою и содержат в себе правило истины относительно нашей веры и жизни.
Канон Ветхого Завета, состоящий из 39 книг, был сформирован около 430 г. до н.э., когда были написаны последние книги пророков Неемии и Малахии. В 90 г. нашей эры на Иудейском соборе в Джамнии каноничность книг Ветхого Завета была подтверждена. Однако  принятие канона только Церковью не является достаточным основанием для нашей веры. Поэтому чрезвычайно важно отметить моральное и духовное качество Писаний, а также исполнение пророчеств, записанных в этих книгах, что указывает на их власть. На основании повествований Нового Завета можно утверждать, что Иисус и ученики считали Ветхий Завет Божьим Словом, поддерживали его учение и ожидали исполнения предсказаний: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Говоря о рамках библейской истории, Иисус ссылался на первую и последнюю книги еврейского канона: «да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина» (Мф. 23:35).
Новозаветный канон, состоящий из 27 книг, завершился писаниями апостола Иоанна в конце I века н.э. и был принят на Третьем Карфагенском соборе в 397 г.
С тех пор, как был сформирован канон Библии, он ни разу не изменялся. Существует такое понятие, как «закрытие канона», что означает недопустимость внесения изменений в состав канона, а также в содержание отдельных книг. Основание уже заложено, а последнее слово мы получили в Иисусе Христе: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1, 2).

IV. Язык Библии
Важно отметить, что Библия является древнейшей книгой (Моисей был первым писателем Библии, XV век до н.э.), которая была написана буквами. Ранние народы употребляли для письма иероглифы и клинопись, но оба эти вида письма были непригодны для Библии, т.к. изобразительное письмо не может точно выразить мысль. Бог позаботился о том, чтобы люди получили более совершенный алфавит и Его слово было понятно для людей всех времен.
Все книги Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке финикийским алфавитом, заглавными согласными буквами, выражающими сущность слова. Книги были написаны на пергаментных свитках из выделанной кожи при помощи заостренного тростника и чернил. Слова не всегда отделялись друг от друга, тем более стихи и главы.
 В XIII веке (1228 г.) архиепископ Кентерберийский Стэфен Ленгтон создал для удобства пользования Писанием систему глав, которая сохранилась до наших дней. В 1240 году кардинал Гуго Сен-Шерский разбил главы на подглавы, а в 1551 году парижский издатель Библии Роберт Этьен заменил систему подглав на стихи.
Некоторые фрагменты Ветхого Завета были написаны на халдейском языке (Езд. 4:6; 6:18; 7:12–26; Иер. 10:11; Дан. 2:4–7, 28).
Все книги Нового Завета написаны на древнегреческом языке. Язык Нового Завета не является классическим греческим языком, но иудейско-греческим, которым пользовались евреи в Египте, Малой Азии и Палестине.

V. О трудных местах Библии
В самой Библии указывается на существование некоторых вещей, довольно трудно понимаемых. Апостол Петр пишет: «Есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3:16). Апостол не говорит, что все (или многое) является трудным для понимания – он ссылается лишь на «нечто», то есть кое-что.
Трудные для понимания тексты в Библии очень разнообразны. При этом подавляющее большинство сложностей, как правило, придумываются самими читателями и исчезают при вдумчивом, молитвенном изучении Библии. Некоторые трудности порождаются нашей неспособностью понять язык, которым пользовались писавшие этот текст (например, то значение, в котором они использовали данное слово, отличается от того, что оно означает сегодня). Кроме того, существуют сложности, связанные с тем, что мы читаем Библию в переводе, а в некоторых случаях в нашем языке невозможно найти абсолютно эквивалентное выражение использованному в Библии еврейскому или греческому. Другие трудности могут быть следствием скудости наших познаний относительно исторических, географических, экономических и социальных условий того времени, когда писались книги Библии.
Некоторые противоречия в различных описаниях одного и того же события в разных книгах объясняются тем, что каждый автор описывал со своей точки зрения, обращая внимание на одни детали и опуская другие. Проблемы с разными цифрами при исчислении или использование явно завышенных данных объясняются ошибками переписчиков Библии, но не ошибочностью самого Писания. Например, в 3 Цар. 4:26 говорится, что у Соломона было 40 000 стойл для коней, в то время как во 2 Пар. 9:25 число стойл уменьшается до 4000, что прямо указывает на ошибку писца, переписывавшего Книгу Царств.
 
Сталкиваясь с трудными для понимания текстами в Библии, следует помнить:
1.  Библия – это откровение разума, воли, всей сущности великого Бога несовершенным людям. Бог – совершенно мудрый и абсолютно святой, а люди – существа ограниченные, с несовершенным нравственным характером, а отсюда и с ограниченной способностью разбираться в духовных вопросах.
2. Трудное для объяснения место или веские возражения против него не доказывают несостоятельность самого учения. Если акцентировать внимание только на трудностях в деталях, можно отвергнуть даже проверенную временем истину.
3. Если кто-то не может разъяснить трудное место в Библии, то это не значит, что никто его не объяснит. Полное объяснение может дать только ее главный Автор – Святой Дух.
4. Исследовать Писание следует молитвенно.
5. Исследовать отдельные тексты нужно в контексте всей Библии.