СЕМЬЯ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Главная » Образование » Расширенное вероучение » СЕМЬЯ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ТЕМА 32
СЕМЬЯ.  ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5, 6).
Не нужно быть сегодня особенно проницательным, чтобы убедиться, что сейчас – не лучшие времена в области воспитания детей. Общественный климат не располагает к «теплым семейным отношениям», наоборот, для современного общества характерно повсеместное невнимание к детям со стороны родителей. Согласно одному исследованию, время непосредственного общения пятилетнего ребенка с отцом ограничивается в среднем 25 минутами в неделю, зато перед телевизором тот же ребенок проводит 25 часов. Уже привычными стали слова: «безотцовщина», «брошенный ребенок», «социальные сироты». Социологи вынуждены признать, что человечество стоит на пороге нового общества, отвергающего детей и боящегося своей молодежи. Где же выход? Библия ясно утверждает, что одна из ключевых целей Евангелия – восстановление в семье правильных отношений между родителями и детьми, соответствующих Божьей воле. Суть христианского воспитания – сердце отцов (родителей) должно быть обращено к сердцу ребенка, чтобы привести сердце ребенка к сердцу Спасителя.

I. Божье определение для семьи
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божью сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27, 28).
С момента создания человека и появления первой семьи важнейшим предназначением брака было продолжение человеческого рода. Именно Бог дает повеление рождать детей и наполнять землю. Современный эгоистичный и греховный мир ищет в браке лишь источник наслаждения, пренебрегая даром деторождения. Сегодня многие молодые семьи не желают иметь детей, убегают от ответственности и готовы вместо детей заводить в доме животных, отдавать им свою заботу и внимание, уходя от тех неизбежных трудностей, которые возникают при рождении и воспитании детей. Однако следует помнить, что пренебрегать даром Божьим – это расточительство, а неисполнение Слова Божьего – это грех. Молодые христианские семьи должны желать и просить у Господа детей с самого начала брачной жизни, и этому их необходимо наставлять, «чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей» (Тит. 2:4).
Сама возможность рождения детей и рожденные дети должны рассматриваться как дары Божьи, бесценные Его подарки и награда для человека: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах» (Пс. 126:3–5). Ведь появление на свет нового человека – одно из величайших чудес во вселенной, творцами которого становятся трое: муж, жена и Господь, Который и вдыхает в нового человека дыхание жизни.
Дети доверены Богом своим родителям как драгоценное достояние с определенной целью: задача брачного союза – не просто рождение детей, но и воспитание их как наследия Господня, посвящение и приведение их к Богу. Наши дети – это потомство Христово и Его удел, поэтому родители должны стремиться к тому, чтобы все члены семьи могли всю жизнь служить Господу: «…а я и дом мой будем служить Господу» (И. Нав. 24:15).

II. Рождение детей
Супруги должны желать детей и просить у Бога дать их столько, сколько они смогут вырастить и воспитать для Божьего Царства. Но в вопросах деторождения не должно быть места крайностям и религиозному фанатизму.
Муж и жена в любви, согласии и с учетом всех обстоятельств, вместе с Богом, должны разумно решать вопрос о рождении детей. Бог дал человеку понимание истины, разум и здравомыслие, поэтому муж и жена не могут перекладывать на Него ответственность, которую Господь возложил на них. Истинное упование на Господа заключается не в том, что супруги живут так, как им заблагорассудится, а в том, чтобы в смирении и трепете пред Богом и в чистоте своей совести решать вопрос о количестве детей и частоте их рождения, доверяя, в конечном итоге, Богу. Планирование семьи должно рассматриваться как мудрое принятие и исполнение воли Божьей в вопросах деторождения по отношению к каждой конкретной семье в конкретное время.
    Не секрет, что некоторые мужья не относятся к женам как к немощнейшим сосудам и не учитывают силы и особенности женского организма. Но любовь заключается в том, чтобы служить другому, а не себе, понимать потребности и беречь друг друга.
     Некоторые причины, когда необходимо планировать деторождение:
– физическое состояние и здоровье супруги, которое не позволяет ей в настоящее время родить ребенка;
– психологическое и эмоциональное состояние жены;
  – необходимость биологического восстановления организма женщины после предыдущих родов.
Заметим, что аборт и использование внутриматочных спиралей, являясь, по сути, убийством, как средство планирования абсолютно неприемлемы для христианской семьи.

III. Воспитание детей
Бог дарует жизнь каждому человеку не случайно, но имея при этом определенные цели и предназначение. Задача родителей – помочь ребенку открыть и реализовать все те дарования, которые Господь предназначил для него. Воспитанием занимаются государство, школа, церковь и семья. Но решающее значение в этом процессе принадлежит семье, и именно с родителей Господь спросит о том, как они воспитали своих детей: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

1. Необходимость в воспитании
     Воспитание необходимо:
– для наставления о преодолении пагубного влияния греховного мира;
– для передачи духовных истин, опыта и знаний;
– для приведения к Христу и утверждения в вере;
– для подготовки будущих членов Церкви, достойной смены служителей Божьих.
Наставлять необходимо еще «при начале пути» (Пр. 22:6), когда душа ребенка податлива и не осквернена грехом. Начинается воспитание с рождения и продолжается до полной самостоятельности человека.

2. Основание и принципы воспитания
Основанием, на котором строится христианское воспитание, является Слово Божье: «Как юноше содержать в чистоте путь свой? – Хранением себя по слову Твоему» (Пс. 118:9). Не надежда на свои силы, опыт, а только полное упование на Господа, Его любовь и благодать являются источником и гарантом правильного воспитания. Назовем некоторые его принципы:
1) Любовь к детям
Истинная любовь Божья проявляется в том, что Он принял нас и усыновил нас такими, какие мы есть. Родительская любовь также должна быть безусловной! Мы любим своих детей не за их заслуги, а потому что они наши дети.
Дети нуждаются в любви сегодня, сейчас. Нужно забыть о «завтра» – время пройдет очень быстро, и мы уже не сможем спеть им колыбельную или подбросить их на руках, лучшее время для любви будет упущено.
Многие родители не хотят подарить своим детям время, вместо этого они откупаются деньгами и подарками. Но выразить любовь, не затратив на это время, невозможно. Мы должны выражать ее не случайно, по настроению или наспех, а регулярно и естественно. Ведь любить – это значит отдавать свое время и внимание.
Любовь проявляется в действии и слагается из множества небольших, но важных составляющих, например, библейский рассказ перед сном, нежные и ласковые объятия, поездка на природу, семейные игры и т.д.

2) Личный пример и благочестивая жизнь родителей
«Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится» (Пс. 111:1, 2).
Чистая и богобоязненная жизнь родителей – то нетленное богатство, которое они передают своим детям. Действенны не столько словесные упражнения, сколько дела, поступки и отношения; слова могут запутать, а личный пример всегда ясен и вдохновляет. Дети учатся на примере нашей жизни и копируют нас. Часто их недостатки – это наши скрытые грехи и привычки, и мы можем увидеть себя в наших детях.
Сказано: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:21).
Дети раздражаются и унывают, если родители заставляют их делать то, что сами не делают. Отсутствие единства слова и дела подрывает не только авторитет родителей в глазах их детей, но и веру в людей вообще. Только подражая Христу во всем, мы сможем привить нашим детям христианские добродетели.

3) Дисциплина и развитие послушания
Дисциплинирование – это обучение ребенка навыкам и правилам, которые помогут ему контролировать самого себя, направят его, дадут простор Богу в его сердце и умертвят в нем греховное. Правила без любви и благоразумия – это законничество, и они приводят к бунту, но чрезмерная снисходительность и молчаливое одобрение беспорядка – это безответственность, которая приводит к падению. Семья без дисциплины – это дом, построенный на песке, который не устоит.
Прежде всего необходимо обучать своих детей послушанию родителям: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20). Это основа всякого повиновения: в церкви, в семье, на работе. Авторитет отца и матери в семье должен быть непререкаемым, потому что Бог дал его родителям. Этот авторитет и власть не подавляют личность ребенка и не угашают любовь к нему. Дисциплина не отменяет любви и не противоречит ей, потому что: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12:6, 7).
Дисциплина предполагает установление правил и разумных границ, а также контроль за исполнением этих правил. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, поэтому правила родителей должны быть конкретными и выполнимыми. Разумный контроль предполагает знание того, где, с кем и чем занимается ребенок, и требование от него разумной отчетности, но необходимо при этом избегать излишних подозрений и придирок, чтобы не посеять вражды, унижения и зависти.
Дисциплина – это также мудрое применение наказаний: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр. 13:25).
Библия учит, что правильное применение наказания основано не на злобе, лицемерии или ненависти к детям, а на заботе, любви и желании отвратить их от зла и греха. При наказании:
– не должно быть гнева: «ибо гнев человека не творит правды Божьей» (Иак. 1:20).
Эмоции должны быть под контролем, потому что когда родители выходят из себя и ими овладевает злоба, тогда дается место дьяволу, а наказание превращается в избиение;
– наказание должно быть справедливым, своевременным и понятным (за что). Не следует физически наказывать ребенка, который еще не способен понимать, что можно делать, а что нельзя;
– необходимо помнить, что каждый ребенок – это живая душа, уникальная личность, и ее нужно беречь и уважать. Поэтому недопустимы оскорбления, насмешки и унижение.
После наказания обязательно должны следовать прощение, анализ поступка и назидание.