СЕМЬЯ. РОЛЬ ЖЕНЫ И МАТЕРИ
Главная » Образование » Расширенное вероучение » СЕМЬЯ. РОЛЬ ЖЕНЫ И МАТЕРИ

ТЕМА 31
СЕМЬЯ.  РОЛЬ ЖЕНЫ И МАТЕРИ

 «И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни [жизни], ко благу своему и благу детей своих после них» (Иер. 32:39).
Оставив родительские семьи и прилепившись друг к другу, муж и жена в глазах Божьих становятся одной плотью и одним сердцем. В браке двое являются одним целым и в то же время – они две личности: муж и жена. В этом состоит одна из тайн брака, и счастье в этом удивительном единстве достигается тогда, когда оба прекрасно осознают свое назначение в браке, ценность каждого в глазах Бога и с любовью исполняют свои обязанности. Заметим, что муж и жена имеют равную ценность перед Богом, Который определил им разное назначение.

I. Равная ценность мужа и жены перед Богом
Подобно тому как бессмысленно говорить, что ценнее для человека – воздух или вода, или что ценнее в человеке – голова или сердце, так бессмысленно говорить и о разной ценности жены и мужа.
1. Равная и высочайшая ценность души человека определяется тем, что за каждого человека умер Господь и дал каждому верующему возможность быть Его дитем: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).
2. Равная ценность мужа и жены перед Богом отражена в Священном Писании: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:26–28).
Господь отрицает все этнические, социальные и, в том числе, половые различия в связи с духовными отношениями с Иисусом Христом. Все во Христе – равные наследники вечной жизни как дара благодати.
3. Господь Иисус Христос высоко ценит женщину, и именно Он, придя на землю, восстанавливает ее первозданную ценность. Некоторые до сих пор считают, что интеллектуальный уровень женщины очень низкий, а отдельные раввины в своих лицемерных молитвах даже благодарили Бога за то, что не родились женщиной. Но Христос отвергает все человеческие предрассудки:
– Он беседует с самарянкой (Ин. 4:5–29);
– вступает в разговор и исцеляет дочь хананеянки (Мф. 15:21–28);
– позволяет женщине выразить любовь через возлияние мира (Лк. 7:36–50);
– является по Своем воскресении Марии, прежде чем остальным (Ин. 20:11–16).
Истина, что через женщину произошло грехопадение, но истина и в том, что через нее же Бог подарил и Спасителя миру.

II. Назначение жены в семье
Несмотря на то что мужчина и женщина имеют одинаковое положение по отношению к Богу и общению с Ним, имеют одинаковые возможности обладать дарами Святого Духа, любовью и благодатью Господа, наследием в вечности, Бог предусмотрел для них разное предназначение в браке. Посредством любви и взаимопонимания эти различия позволяют достичь полноты богатства в единстве мужа и жены. И это единство не означает одинаковости, а разнообразие не означает противоречия. Какой же должна быть богобоязненная жена? Какую роль Библия отводит для замужней женщины?

1. Помощница
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).
Эта роль жены подразумевает лидерство мужа, его потребность в жене, ее положение «правой руки», соработницы и их совместный труд (как физический, так и духовный). Как верная помощница жена должна:
– поддерживать мужа в его начинаниях;
– вдохновлять и молитвенно благословлять мужа;
– помогать раскрыть мужу все его лучшие способности;
– поднимать его значимость.

 2. Мать
«Жене сказал:… будешь рождать детей» (Быт. 3:16).
Материнство, чудо рождения детей – особый, удивительный дар от Господа, который приближает женщину ближе всего к Творцу и дает ей возможность острее всего ощутить и познать ответственность и глубину переживаний за рожденное дитя. Ведь забота о детях, проявление радости материнства, любовь ко всему, что связано с рождением и воспитанием детей, придает женщине особую внутреннюю красоту и прелесть.

3. Хранительница домашнего очага
 «Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» (Пр. 31:10–31).
«Домашний очаг» предполагает особый уют в семье, добрую атмосферу и тепло человеческих отношений. Формировать и хранить эту атмосферу, заботиться о порядке и чистоте в доме – первейшая задача жены.
Надо признать, что сегодня эта роль становится все менее популярной и привлекатель-ной. В мире не модно быть хорошей женой, но модно и престижно быть деловой и независимой женщиной. Задача христианок – не подражать миру, а угождать Богу, потому что именно Господь предназначил для жены эту прекрасную роль, выполнить которую она сможет тогда, когда будет любить мужа, любить детей, быть попечительной и добродетель-ной управительницей в своем доме. Это очень сложное и творческое служение, это больше чем работа, это – образ жизни, почерпнутый из небесных и вечных истин.
Призвание жены быть управляющей в своем доме ни в коем случае не перечеркивает роль мужа как лидера и не отменяет обязанности жены подчиняться ему. Именно такая жена достойна похвалы от мужа: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех!» (Пр. 31:29).

III. Качества благочестивой жены
Для выполнения своего предназначения в семье каждая жена должна стремиться вырабатывать у себя и совершенствовать те качества характера, которые угодны Христу и драгоценны перед Богом.

1. Послушание мужу
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:22–24).
Проблема многих жен заключается в том, что они относятся к послушанию как к анахро¬низму, как к ненужному и унижающему достоинство женщин качеству характера. Но послушание – это огромное благо для жены и благословение для всей семьи в целом. Это означает:
– почтение, уважение мужа;
– средство защиты и безопасности под авторитетом и властью мужа;
– не рабство, а свобода;
– не пассивность, а активное участие во всех семейных делах;
– не греховная покорность, а послушание в истине Слова Божьего.

2. Мудрость
«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Пр. 14:1).
Мудрая жена является лучшим собеседником, лучшим слушателем, лучшим ценителем своего мужа. Именно она способна проявлять нежную заботу, уметь утешать, ободрять и вдохновлять его. С мудрыми женами мужья становятся мужами веры, которые «известны у ворот, когда сидят со старейшинами земли».
Мудрость жены – это ее способность распоряжаться материальным достатком, создавать порядок и уют в доме.

3. Умение понимать мужа и удовлетворять его потребности
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).
Истинная любовь в браке – это действие на благо другого, это понимание и удовлетворение потребностей и нужд другого с целью принесения ему пользы. Как важно для жены вовремя заметить трудности мужа, понять причину и оказать ему помощь! Жена удовлетворит потребности мужа, если поможет ему обрести уверенность в себе.

4. Женственность
Сегодня мир пытается навязать идеал женщины, который совершенно далек от библейского понимания, – она ни в чем не уступает мужу, не имеет слабостей, умеет постоять за себя, может всеми прекрасно руководить, несгибаемая, волевая и даже жестокая.
Но нельзя изменить заложенное Богом в человеке. Женственность подразумевает:
– нежность, мягкость;    
– красоту внешнюю и внутреннюю;
– кротость, скромность; 
– искренность, открытость;
– доброту, снисходительность;
– любовь к материнству.

5. Верность и благочестие
«Равно и жены [их должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем» (1 Тим. 3:11).
Верность жены заключается не только в том, чтобы не изменять мужу, но и быть ему помощницей в трудных ситуациях, ограждать мужа от нападок других, никогда не предавать его даже в малых делах и обстоятельствах, не унижать авторитет мужа перед другими. Проявление такой верности укрепляет семью и делает мужа более сильным. Жена-христианка не должна подражать греховному миру, а посвятить себя Богу, жить угодно Ему, богобоязненно и в чистоте сердца.

6. Радость и оптимизм
«Весело смотрит она на будущее» (Пр. 31:25); «сварливая жена – сточная труба» (Пр. 19:13).
Мы, христиане, имеем все самое главное для радости в жизни, нужно только научиться осознавать величие дарованного нам и быть благодарными Богу. Радость заключается не в отсутствии трудностей и проблем, а в присутствии Бога, в Его помощи. Радость – это один из плодов Духа Святого, поэтому в доме всегда особенно тепло, когда жена полна оптимизма и радости. И, напротив, недовольство, ропот, унылый дух разрушают всю семью.

7. Контроль над языком
«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» (Пр. 10:19).
Множество семейных проблем возникает из-за отсутствия контроля над языком, многословия, упреков, сплетен, из-за того, что за пределы семьи выносятся ее внутренние вопросы. Важно научиться не разносить сведения подругам, близким, родителям, а решать все проблемы с Богом и мужем.

8. Миролюбие и прощение
«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» (Кол. 3:15).
Мира мало желать – его надо творить, взаимно прощая и принимая друг друга. Не должно замыкаться в себе, носить в сердце обиды, наказывая мужей молчанием или неисполнением своего супружеского долга, но, распиная свою гордость, в кротком духе искать примирения. Такое состояние сердца по-настоящему возможно только в Господе.

9. Постоянное общение с Богом
«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4:6, 7).
Как много любви, тепла, света, кротости, смирения, прощения может иметь от Господа жена, любящая Слово Божье и молитву! Просить благословения на своего неверующего мужа, увеличить поток благодати на мужа-христианина, защитить своих детей и семью от зла, изменить свой характер, получить силы у Бога и мир в сердце – всего этого можно достичь с помощью молитвы, поскольку это самое сильное и действенное средство жены в семье. Ведь даже малая, но искренняя вера может иметь результатом действие всемогущего Бога.