РУКОВОДСТВО И ПОДЧИНЕНИЕ В ЦЕРКВИ
Главная » Образование » Расширенное вероучение » РУКОВОДСТВО И ПОДЧИНЕНИЕ В ЦЕРКВИ

ТЕМА 26
РУКОВОДСТВО И ПОДЧИНЕНИЕ В ЦЕРКВИ

I. Главенство Христа
Без сомнения, предмет церковного руководства или управления является одним из самых сложных вопросов в церковной практике – все, безусловно, признают, что в церкви должно быть руководство, но вопрос в том, какие формы оно должно принимать. Отвергающие Божье управление возводят себя до положения самоуправления. «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17:6). Без Божественной власти и управления начинает царствовать дух беззакония, принося с собой смятение и неразбериху. Священное Писание ясно говорит о том, что Христос – Глава Церкви, и никто не может посягать на Его главенство. «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф. 1:22). Он совершенен и непогрешим, Он – вся полнота Бога, и поэтому Он может управлять Церковью как в одном месте, так и повсеместно. Человек не может быть абсолютным главой Церкви.
II. Управление поместными церквами
Каждая поместная церковь также находится под верховной властью Христа, но осуществляется эта власть через людей, на которых Сам Христос указывает, которых подготавливает и наделяет властью для того, чтобы вести народ Божий. Важно знать, что Церковь – не демократическое учреждение, это не правление народа в Церкви, когда люди своим человеческим умом решают, кто будет ими управлять и кому они будут подчиняться. Руководство в Церкви – это теократия, правление Господа, которое осуществляется через людей, избранных Им и наделенных Его дарами; правление, при котором Бог посылает мудрость Своим рабам, а также располагает сердца людей к общему согласию для принятия решения.
Вместе с тем в Новом Завете мы видим ответственность человека за поставление служителей. «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит. 1:5). Иногда Бог Сам делал Свой выбор, а иногда являл его и провозглашал непосредственно через других людей. В нашем братстве кандидатура служителя, соответствующая требованиям Писания, представляется старшими служителями и Церковным советом собранию членов поместной церкви. Представляющие кандидатуру ищут подтверждение через откровение Святого Духа. Церковь молитвенно и путем голосования заявляет о согласии (или несогласии) принять предложенную кандидатуру служителя. Таким образом, высшим земным органом управления поместной церкви является Членское собрание.
1. Членское собрание – это собрание всех членов поместной церкви. Членское собрание проводится не реже одного раза в год и правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов церкви. Решения Членского собрания принимаются большинством голосов. Для утверждения кандидатур пастора, его заместителей, диаконов, членов Церковного совета, ревизионной комиссии требуется 2/3 голосов от числа присутствующих на Членском собрании (требование 2/3 голосов необходимо при голосовании за одну кандидатуру). Кандидатуру пастора для утверждения собранием представляет епископ (заместитель епископа) областного Объединения (Объединенной Церкви) или старший пастор района (региона), кандидатуры других служителей церкви представляет пастор. При неполучении необходимой поддержки собрания и при отсутствии другой кандидатуры пастор может продолжать служение, будучи исполняющим обязанности пастора церкви, в течение, как правило, не более шести месяцев. За этот период Пасторский совет областного Объединения совместно c Церковным советом, ища Божьего водительства, подыскивает подходящую кандидатуру.
Внеочередное Членское собрание может быть собрано по инициативе пастора, Церковного совета, требованию ревизионной комиссии, не менее 1/3 членов церкви, а также по инициативе епископа областного Объединения или Объединенной Церкви.
В компетенцию Членского собрания церкви входит решение следующих вопросов:
– утверждение – избрания на служение и освобождения от служения пастора церкви и его заместителей, диаконов, Церковного совета, ревизионной комиссии;
– принятие решений по отчетам о работе пастора, Церковного совета и ревизионной комиссии.
Членское собрание может принять к своему рассмотрению любой вопрос, касающийся деятельности церкви.
Для представительства перед внешними, как коллегиальный орган управления поместной церкви (а в особо крупных церквях – это фактически высший орган), может быть избран Расширенный церковный совет. Сюда входят члены Церковного совета, члены церкви, ответственные за определенное служение, и учредители общины.
2. Церковный совет во главе с пастором является исполнительным и распорядитель-ным органом церкви и утверждается сроком на семь лет. По должности в него входят все действующие рукоположенные священнослужители церкви и могут быть избраны проповедники и другие члены церкви, ответственные за определенное служение. Для коллегиального решения вопросов в состав Церковного совета должно входить не менее пяти человек для небольшой поместной церкви и больше – для крупных церквей. Заседания Церковного совета проходят по мере необходимости и являются правомочными, если на них присутствуют не менее 2/3 его членов, в том числе пастор. Решения принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов голос пастора является решающим. Для принятия решений по избранию и переизбранию служителей, по созыву внеочередного Членского собрания требуется квалифицированное (2/3 от числа членов Совета) большинство голосов.
В компетенцию Церковного совета входит решение следующих вопросов:
– осуществление духовного руководства церковью;
– обсуждение текущих проблем церкви;
– подготовка и созыв Членского собрания;
– исполнение решений Членского собрания;
– принятие решений о наложении церковных взысканий на членов церкви или их снятии с последующим объявлением на Членском собрании;
– рассмотрение совместно со служителями Пасторского совета  областного  Объединения  или Совета епископов Объединенной Церкви кандидатуры пастора церкви и предложенных пастором кандидатур заместителей пастора, диаконов и членов Церковного совета для выдвижения данных кандидатур на утверждение Членским собранием либо для их освобождения;
– распоряжение денежными средствами церкви, а также решение вопросов, связанных с приобретением, владением, пользованием, распоряжением и отчуждением имущества церкви.
3. Пастор является духовным руководителем поместной церкви. Будучи также руководителем юридического лица, является распорядителем денежных средств и имущества церкви в размерах, определяемых Церковным советом, без доверенности действует от имени церкви, представляет ее интересы, нанимает и увольняет штатных работников, пользуется правом первой подписи на финансовых документах, договорах, обязательствах и других документах.
Пастор наблюдает и заботится о ее духовных нуждах. Задача пастора – провозглашать здравое учение, искоренять ереси: «держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9); учить Божьему Слову и осуществлять руководство поместной церковью; быть примером чистоты и здравости: «во всем показывай в себе образец добрых дел…» (Тит. 2:7). Он действует как пастух, пастырь, примером для которого является добрый Пастырь Иисус Христос.
Во многих поместных церквах ее руководитель называется пресвитером. Духовный сан пресвитера и пастора одинаков.
Ближайшим помощником пастора во всех порученных ему вопросах во многих церквах христиан веры евангельской является диакон. Рукоположенный диакон может совершать священнодействия по поручению рукоположенного пастора, за исключением бракосочетания и рукоположения.
4. Старший пастор района (региона) является духовным руководителем поместных церквей конкретного района или нескольких районов. Избирается (переизбирается) сроком на четыре года простым большинством голосов на Конференции действующих священнослужителей поместных церквей данного района (региона) по представлению епископа областного Объединения или Объединенной Церкви. В его функциональные обязанности входит:
 – регулярное посещение и забота о вверенных поместных церквах;
 – корректировка  работы Церковного совета поместной церкви (при необходимости);
 – представление интересов церквей района (региона) перед органами власти;
 – проведение регулярных (не реже одного раза в квартал) собраний священнослужителей района (региона).
5. Епископ областного Объединения является духовным руководителем поместных церквей определенной области. Избирается (переизбирается) областной Конференцией священнослужителей сроком на 4 года. Возглавляет Пасторский совет областного Объединения, куда входят все старшие пасторы районов (регионов), их заместители и пасторы крупных церквей области.
6. Поместные церкви христиан веры евангельской Беларуси вместе составляют Белорусскую Объединенную Церковь ХВЕ. Текущее руководство ее деятельностью осуществляет Совет епископов, в который входят епископ Объединенной Церкви, который его и возглавляет, его заместители и епископы (при необходимости – заместители епископов) областных Объединений. Епископа Объединенной Церкви и его заместителей избирает Республиканский совет, являющийся коллегиальным органом управления Белорусской Объединенной Церкви. В Республиканский совет по должности входят члены Совета епископов, члены Пасторских советов областных Объединений, а также руководители структурных подразделений Объединенной Церкви и организаций, учрежденных ею.
7. Высшим земным органом управления Объединенной Церкви является Съезд действующих священнослужителей (епископов, пасторов, диаконов), входящих в ее состав поместных церквей и членов Республиканского совета, который проводится один раз в четыре года.
III. Посвящение на служение и освобождение от него
1. Пасторы и диаконы рукополагаются в сан с согласия поместной церкви служителями Пасторского совета областного Объединения или Совета епископов Объединенной Церкви после испытательного срока не менее двух лет и соответствующей аттестации комиссией областного Объединения. В молитве рукоположения диакона должны принимать участие не менее трех рукоположенных пасторов (один из них – не ниже чем старший пастор (заместитель старшего пастора) района (региона)). Над диакониссами совершается молитва благословения, в духовный сан они не рукополагаются. При рукоположении пастора церкви в молитве принимают участие епископ или заместитель епископа Объединения (Объединенной Церкви) и не менее двух рукоположенных пасторов.
 В сан епископа служитель посвящается через рукоположение и молитву не менее трех рукоположенных епископов с согласия Конференции служителей областного Объединения или Республиканского совета Объединенной Церкви. В этом случае испытательный срок не менее четырех лет.
2. Служители церкви (епископы, пасторы, диаконы, члены Церковного совета) действуют на основании Священного Писания и Вероучения Белорусской Объединенной Церкви христиан веры евангельской и, как правило, несут свое служение до достижения возраста 65 лет. Пастор должен вовремя позаботиться о подготовке братьев, которые смогут продолжить труд. Здесь необходимо и теоретическое обучение, и передача практических навыков, и, самое главное, – подтверждение Святого Духа о Божьем благоволении к рассматриваемой кандидатуре. В церквах, где нет более молодых и способных братьев, возраст служителя не ограничивается указанным сроком.
3. Пастор, диакон, член Церковного совета может быть освобожден от служения по собственному желанию, по причине физического состояния или при несоответствии своей должности решением Церковного совета с последующим утверждением Членским собранием. Вопрос, связанный с пастором, представляет старший пастор района (региона) или епископ (заместитель епископа) областного Объединения (Объединенной Церкви). При уходе пастора со своей должности по собственному желанию он обязан письменно уведомить о принятом им решении Церковный совет и Пасторский совет областного Объединения не позже чем за один месяц до ухода.
4. За грубые нарушения библейских заповедей, явное отклонение от Основ вероучения Белорусской Объединенной Церкви христиан веры евангельской пастор (диакон) может быть временно отстранен от служения епископом областного Объединения (Объединенной Церкви). Данное решение должно быть рассмотрено в течение месяца Пасторским советом областного Объединения (Советом епископов) совместно с Церковным советом и доведено до сведения членов церкви. До избрания нового пастора по поручению епископа это служение выполняет другой член Церковного совета или член Пасторского совета областного Объединения.
За подобные нарушения епископ областного Объединения (Объединенной Церкви) может быть временно отстранен от служения на срок до трех месяцев решением Совета епископов с дальнейшим решением данного вопроса на внеочередной областной Конференции (внеочередном Республиканском совете).
IV. Подчинение в церкви
1. Священное Писание призывает христиан повиноваться своим пасторам (наставникам), которые непрестанно заботятся о них: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, …чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).
Покорность – это добровольное подчинение власти, авторитету или желанию другого в послушании Богу. В Библии быть покорным – значит уступить свои права или отказаться от своей воли из уважения к Богу или к положению другого человека. Сегодня для многих людей покорность является отрицательным, обидным словом. Кто-то на словах соглашается (чаще всего вынужденно) подчиниться Господу, но когда речь идет о подчинении служителям Божьим – они недовольствуют и бунтуют. Эти люди либо не понимают, либо в своем эгоизме открыто противятся замыслу Божьему. Ведь библейская покорность – это не слепое повиновение или боязливое согласие, а позиция силы и упования на всеведение и всемогущество Божье.
Какой удивительный пример покорности явил для всех нас Иисус Христос: Тот, Которому была дана вся власть на небе и на земле, был покорным Небесному Отцу, послушен земным родителям и властям и «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).
2. Мы должны помнить, что именно Господь избрал и руководит теми, кого Он поставил над нами, и Он дал им власть и силу для служения: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11, 12).
Эта власть основана на любви и дает служителям право повелевать (но не господствовать!) и принимать решения, направленные на оказание помощи для духовного развития и уподобления Христу членов церкви.
3. Границы повиновения определяются Словом Божьим. Ни один христианин не обязан слепо подчиняться и делать что-либо противоречащее Слову Божьему и характеру Иисуса Христа: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). К сожалению, некоторые пасторы злоупотребляют своим положением, требуя абсолютного подчинения членов церкви. Например, выбор места жительства, работы, супруга (супруги) является личной прерогативой каждого христианина.
V. Практическое проявление послушания в церкви
1.  Члены церкви призваны проявлять послушание своему пастору в кротком и смиренном духе как поставленному Богом руководителю церкви. Это подразумевает внимательное отношение к замечаниям и увещеваниям пастора, ответственное и своевременное исполнение его поручений, поддержка в его начинаниях, личное уважение к нему и активная поддержка авторитета своей поместной церкви. Все члены Тела Христова должны быть научены о необходимости слушаться своих пастырей и лиде¬ров.
2.  Необходимо постоянно молитвенно поддерживать труд пастора, благословлять его и его семью, а также молиться за всех служителей: Павел писал: «Молитесь также и о нас…» (Кол. 4:3).
3.  Нужно понимать, что член церкви, который не подчиняется пастору, злословит его, груб и высокомерен с ним, нахо¬дится в серьезном грехе бунта и противится Господу, что оборачивается гневом Божьим: «И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял,…И услышал [сие] Господь. … И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба. И сказал: слушайте слова Мои: … как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? И воспламенился гнев Господа на них,…» (Числ. 12:1–9). Своим поведением находящиеся в неповиновении могут заразить и других. Поэтому никому не должно слушать бунтарей и поддерживать их.
4.  Критика пастора церкви допускается лишь при наличии свидетелей его неправильного поступка, и не перед церковью, а перед вышестоящим руководством, что видно из наставления апостола Павла епископу Тимофею: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим. 5:19). Это не исключает личной беседы члена церкви с пастором о возникших вопросах относительно поведения последнего.
5. В свою очередь пастор должен быть готов в случае своего неправильного поведения принять обличение перед всей церковью со стороны епископов (а епископ – со стороны Совета епископов).  «Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие страх имели» (1 Тим. 5:20).
6.  Должно воздерживаться от увлечения посторонними учениями и не распространять их в церкви. Лучше всегда ставить в известность пастора и доверять его духовной проницательности. Инициатива должна быть разумной.
7.  Христианин должен усердно исполнять служение, которое Господь определил ему в церкви, активно участвовать во всех церковных мероприятиях, ревновать в личном евангелизме.
8.  Необходимо быть верным в материальном служении, в том числе и через финансовую поддержку служителей, посвященных на служение в церкви полное время: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:17, 18). В данном случае служители не должны злоупотреблять этим правом.