КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ
Главная » Образование » Расширенное вероучение » КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ

ТЕМА 16
КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ

Мы знаем, что Иисус Христос во время своего земного служения не совершал такого действия, как крещение Духом Святым. Оно стало проявляться после Его смерти, воскресения и вознесения как Его обетование, принадлежащее всем верующим в Него. Потому все верующие должны искренне верить и ожидать исполнения этого обетования согласно словам нашего Спасителя «…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).
Духовное крещение было дано не только для апостолов, но принадлежит всем уверовавшим в Господа Иисуса Христа. До тех пор, пока Бог будет призывать людей для спасения, Он будет на них также изливать Свой Дух.
Иисус сказал своим ученикам: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49). Эти слова говорят о чем-то конкретном, что ощущается и осознается получившим его. Заметим, что они были сказаны уже после того, как они стали учениками Иисуса Христа. Их имена уже были записаны на небесах: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20). Они были очищены Словом: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15:3). Пережили рождение свыше, когда Он дунул на них и сказал: «примите Духа Святого...» (Ин. 20:22), «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1:3). После всех этих прекрасных переживаний Господь в день Своего вознесения еще указывает на особое событие, которое должно произойти с учениками и которое они должны ожидать. Это обетование крещения Духом Святым исполнилось в день Пятидесятницы (Деян. 2).
Хотя главной целью крещения Духом Святым является принятие силы для служения, погружение в Дух Святой дает человеку возможность особым образом поклоняться Богу (через иные языки и т.д.). Духовное крещение – это врата в разнообразные служения через духовные дары. Все пережившие крещение Духом Святым особым образом испытывают сильное влечение к прославлению Иисуса, много пребывают в молитвах и изучении Слова Божьего. И это также является особым побуждением Духа. Говорение на иных языках не есть простое знание иностранных языков, данных для проповеди Евангелия, как учат некоторые учители, а сверхъестественный дар свыше и способность говорить от Духа Святого, как Он дает провещевать без участия ума. Хотя это и кажется странным, но оно подтверждается Священным Писанием. «Ибо когда я молюсь на [незнакомом] языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода» (1 Кор. 14:14).

I. Необходимость крещения Духом Святым
Каждому христианину нужно стремиться пережить крещение Духом Святым. Хотя Иисус Христос был чудесным образом зачат от Духа Святого и имел безгрешную плоть, на Него в момент водного крещения сошел Дух Святой. В крещении Духом Святым также нуждались апостолы, мать Иисуса Христа – Мария и другие видные люди, упоминаемые в Деяниях Апостолов. Тем более в этом нуждаемся все мы.

II. Личная подготовка для получения крещения Духом Святым
Правильное наставление в вере является главным условием получения Духа Святого: «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? … Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона [сие производит], или через наставление в вере?» (Гал. 3:2, 5). Крещение Духом Святым может пережить только рожденный свыше человек. Следующие слова Писания подтверждают это:
1. Мир не может принять Его. «Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:17).
2. «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: `Авва, Отче!`» (Гал. 6:4).
3. «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:39).

Кроме того, Слово Божье ясно утверждает, что духовное крещение – это не то же самое, что водное крещение. Шесть раз (в четырех Евангелиях и дважды в Деяниях Апостолов) в Писании приведены слова Иоанна Крестителя, в которых водное крещение противо¬поставляется духовному: «Я крещу вас в воде, а Он (Христос) будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11; Мк. 1:8; Лк. 3:16; Ин. 1:33; Деян. 1:5; Деян. 11:16).
Таким образом, крещение Духом Святым – это особое духовное переживание верующего, которое следует за рождением свыше и является получением силы для служения, принимается верой и сопровождается знамением говорения на иных языках. Оно может быть получено до водного крещения, во время или после его.
Для того чтобы получить крещение Духом Святым, нужно понимать некоторые особенности, присущие Духу Святому в отношениях с человеком:
1. Хотя Дух Святой есть Господь, Он не подавляет волю человека. Он помогает, настав¬ляет, утешает, защищает верующего с особой нежностью и только с согласия и при желании самого человека. Он хочет нашего добровольного повиновения. Таким образом, Дух Святой в той степени будет направлять человека и действовать в нем, в какой мере сам верующий добровольно подчинит себя Ему и примет Его водительство. Такой вид общения обычно называют сотрудничеством.
2. Одной из главных целей крещения Духом Святым является наделение силой для свидетельства.
Бог хочет, чтобы Его дети стали верными свидетелями на земле. Чтобы стать ими, одного желания мало. Нужна сила, ревность. Переживая крещение Духом Святым, христианин загорается Божьим огнем и становится свидетелем Иисуса Христа: «…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). При духовном крещении человек соприкасается со сверхъестественной силой Духа Святого. Эта сила побуждает его свидетельствовать о том, что он лично пережил и что ощущает.
3. Крещение Духом Святым подтверждается знамением говорения на иных языках.
Все духовные дары, включая языки, не только бросают вызов разуму, но и всем человеческим представлениям о жизни. Понимание того, как происходит говорение на языках при духовном крещении, показывает, как в целом Бог говорит человеку Духом Святым. При духовном крещении человек впервые приобретает опыт ощущать побуждения Духа Святого и повиноваться Ему. До этого христианин мог слышать голос Бога через Библию, обстоя¬тельства, сновидения или через других людей. Но сейчас на личном уровне он ощущает прикосновение Духа Святого и особенно Его побуждение говорить. Подчинившись этому побуждению, он впервые начинает произносить слова, которые не исходят из его разума и которых он не понимает. Самый непокорный орган – язык перешел из-под контроля самого человека под контроль Духа Святого. Этот момент и называется крещением (погружением) в Дух.

III. Практические шаги для получения крещения Духом Святым
Если человек пережил рождение свыше и его жизнь соответствует Слову Божьему, то у него нет причин быть не крещенным Духом. Однако на практике встречаются некоторые преграды, препятствующие новообращенным принять Дух Святой.
1. Часто люди не до конца освободились от грехов, бывших в их прежней жизни. Это различные похоти плоти, нечистота, пьянство, курение, наркотики, оккультизм, гордость, непрощение, бунтарский дух, непокорность родителям и т.д. Если подобное присутствует в жизни, то необходимо исповедать этот грех, отречься от него и освободиться, приняв верой Божье прощение.
2. Бывает, что тяжелые прежние грехи оставляют след в жизни. Даже несмотря на то, что человек обратился к Господу, его прошлое дает о себе знать. Это может быть результат совершенных самим человеком тяжелых грехов (убийство, аборт, измена и т.д.). Чувство вины, неспособность раскрыться и покаяться мешают получению крещения Духом Святым. Глубокими трещинами в душе человека могут быть также обиды и непрощение за изломан-ную жизнь. Такие люди живут в подавленности, недоверии, нездоровом одиночестве, заниженной самооценке, недолюбливании и враждебности ко всем. За таких людей нужно совершать особые молитвы об их духовном исцелении и освобождении.
3. Неправильное отношение к Духу Святому, когда верующие сомневаются в необходимости крещения Духом Святым, были отравлены рассказами о людях, говорящих на языках. Они боятся получить камень вместо хлеба и змею вместо рыбы, что говорит об их недоверии к Слову Божьему, которое гарантирует, что никто, говорящий Духом, не произнесет анафемы на Иисуса. «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Таких людей необходимо привести к полной вере в Божьи обетования.

Итак, истинное покаяние и вера делают человека свободным для получения Духа Святого, но все же он должен:
1. Жаждать, т.е.сильно желать. «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37; Мф. 3:6; Лк. 1:53)
2. Просить Духа Святого. «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:13).
3. Повиноваться. «Бог даст Духа повинующимся Ему» (Деян. 5:32). Подчинение включает не только подчинение Богу своей воли (внутреннее согласие с Божьей волей), но также отдание под контроль Духа Святого и всего себя, что требует особого доверия и особого смирения пред Богом.
4. Принять Духа. Нельзя пить с закрытым ртом. Это значит, что человек должен открыть уста, чтоб Бог их наполнил. «Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их» (Пс. 80:11). Этот процесс означает активное участие человека в принятии Духа Святого. «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках…» (Деян. 2:4).

IV. Использование иных языков
Человек, получивший крещение, должен практиковать исполнение Духом Святым и говорение на иных языках в личной жизни.
Необходимо признать различные функции разных языков. Во-первых, они являются знамением крещения Святым Духом. Это может быть в том числе и лепечущая речь (повторение отдельных звуков или слогов). В этом случае разные языки служат только для назидания говорящего. «Кто говорит на [незнакомом] языке, тот назидает себя…» (1 Кор. 14:4). Во-вторых, иные языки могут проявляться в виде сформированной речи, являясь даром иных языков, употребляемых не только в личной молитве, но и в церкви. Такая речь может быть истолкована. Здесь разные языки и истолкование равнозначны дару пророчества, поэтому их цель та же, что и дара пророчества, – назидать церковь. Дар разных языков является также знамением для неверующих, подтверждающий сверхъестественное Божье присутствие: «Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих...» (1 Кор. 14:22), и дается не всем христианам. «Все ли говорят языками?» (1 Кор. 12:30).
Язык Духа – это язык молитвы, который делает ее более действенной. Молитва на иных языках может быть ходатайственной молитвой за себя или за других: «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (1 Кор. 14:2). Поэтому разные языки являются мощным оружием ходатайства и особой секретной связью христианина со своим Спасителем.
Слово Божье в Первом Послании к Коринфянам (глава 14) дает ряд указаний о том, как правильно использовать дар иных языков в церкви:
1. Количество говорящих на иных языках публично или пророчествующих не должно быть более двух-трех человек. «Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй» (1 Кор. 14:27). Они должны говорить один за другим, чтобы все было благопристойно и чинно.
2. Откровение на языках должно быть произнесено только при условии, что есть истолкователь. «Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу» (1 Кор. 14:28).
3. Пророчествующий превосходнее говорящего языками, но нельзя запрещать говорить на иных языках. «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание» (1 Кор. 14:5). «Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками» (1 Кор. 14:39).

Итак, для того чтобы стать чадом Божьим, нужно родиться от Духа Божьего. Для того чтобы иметь силу Духа, необходимо быть крещенным Духом Святым. А для того чтобы ежедневно жить богоугодной христианской жизнью, нужно быть водимым Духом Святым. Рождение свыше делает грешников детьми Божьими, но, чтобы они стали зрелыми сынами, необходимо постоянное водительство Духа Святого.