ИСКУПИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ИИСУСА ХРИСТА
Главная » Образование » Расширенное вероучение » ИСКУПИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ИИСУСА ХРИСТА

ТЕМА 7
ИСКУПИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ИИСУСА ХРИСТА

Иисус Христос – самая известная и самая значительная личность истории. От позиции, которую каждый человек занимает по отношению к Нему, зависит его вечное спасение: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36).
Почему? Потому что посредством Своей искупительной работы Иисус Христос дал людям возможность получить спасение.

I. Личность Иисуса Христа

«И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).
Прежде чем говорить об исполнении Божьего плана спасения через Иисуса Христа, очень важно сказать о том, кем Он является. Еще до прихода Христа на землю о Нем было написано в пророчествах Ветхого Завета: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14; см. также Числ. 24:17–19). Пророчества Ветхого Завета имеют огромное значение, т.к. они являются Божьим методом подтверждения истины.

1. Предвечность Христа и Его воплощение
Библия учит о предвечности Иисуса Христа, т.е. о Его существовании до рождения на земле: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).
Он – Творец, т.к все через Него начало быть, Он – Блюститель (Содержатель), т.к. все Им стоит и Он все держит словом силы Своей. Все творение не предоставлено слепому случаю или самому себе, но находится в руках Самого Творца.
«Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:17).
  
Повествования Нового Завета об Иисусе Христе начинаются с Его воплощения, или рождения. Воплощение – это добровольное принятие Сыном Бога человеческого обличья для выполнения определенной функции: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:6, 7).
Для этого Господь совершил чудо. Христос был зачат от Святого Духа и рожден девой Марией (Лк. 1:35). В личности Иисуса Христа соединилось Божественное и человеческое начала, что сделало Его совершенным человеком и Богом одновременно, рожденным от Бога и воплощенным Богом.
Сверхъестественное зачатие и рождение Христа имеют фундаментальное значение в Божьем плане спасения. На основании требований ветхозаветного закона Бога животное, приносившееся в жертву за грех, должно было быть без порока. Так как животное было менее ценно, чем человек, то оно было достаточно в жертву только за один совершенный грех. Иисус Христос ценнее, чем все вместе взятое человечество, так как Он – Бог и Творец, поэтому Он стал совершенной жертвой, достаточной для покрытия грехов всех людей. Для того чтобы Он мог умереть, Сын Божий стал человеком. Грех, совершенный Адамом, исказил природу человека, и эта греховная сущность передается всем его потомкам по мужской линии. Чтобы быть совершенным человеком, без греховной природы, и стать совершенной жертвой, Иисус Христос должен был быть рожден без участия мужчины от Духа Святого.

  2. Имена Иисуса Христа
Имя Иисус в переводе с древнееврейского (Иешуа) означает «Господь есть спасение» (Мф. 1:21). Это человеческое имя Божьего Сына. Оно напоминает нам о цели Его вопло-щения – дать спасение и освободить людей от власти греха.
Христос – это титул славы: «ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11). Еврейское слово Мессия (Машиах) и греческое слово Христос имеют одно и то же значение – помазанник. Первоначально помазанником называли того, на кого Бог возлагал определенную миссию: священников, пророков и царей. В Новом Завете в Деян. 10:38 читаем, что «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса».
Господь (греч. Куриос и древнеевр. Адонай) – означают «господин, Господь». Язычники использовали то же самое слово при обращении к императору и своим богам. Но Бог-Отец дал Иисусу этот титул, чтобы подчеркнуть Его Божественное правление: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп. 2:9). В отличие от языческих царей, Он – любящий Бог, который служит всему человечеству.
«Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:25–28).

II. Божий план искупления

Бог свят. Непослушание человека закону Божьему – это фактически нападки на саму природу Бога и Его полную святость. Падшая природа человека делает его неспособным освободиться от греха и быть праведным перед Богом. Согласно Божьей святости и справедливости возмездием за грех является смерть.
Но Бог есть Любовь. И по Своей любви Бог приготовил для людей план спасения, который осуществился в Иисусе Христе. Именно Божья любовь к нам рассматривается как самая большая причина для того, чтобы Христос пришел на эту землю и принес Себя в жертву за грехи всего человечества, чтобы дать нам искупление и спасение: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

  Жертвоприношения Ветхого Завета и искупление в Новом Завете

Жертвоприношения животных во времена Ветхого Завета были необходимы для искупления грехов людей перед Богом. Грех – это прямой вызов святости Бога и поэтому совершивший его заслуживает наказания. Наказание за грех – смерть. И, таким образом, жертвенное животное принимало смерть вместо человека для искупления его от наказания: «Если же все общество Израилево согрешит по ошибке и скрыто будет дело от глаз собрания, и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и будет виновно, то, когда узнан будет грех, которым они согрешили, пусть от всего общества представят они из крупного скота тельца в жертву за грех и приведут его пред скинию собрания» (Лев. 4:13, 14).
Жертва должна была быть значимой для человека, поэтому Бог ставит ему условие: «Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения – и приобретет он благоволение, во очищение грехов его» (Лев. 1:3, 4).

  Иисус Христос стал заместительной жертвой за грехи всех людей перед Богом-Отцом и Своей смертью принес искупление человечеству: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Mк. 10:45). Новый Завет делает ударение на крестных страданиях и крови Иисуса как главных составляющих искупления: «и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровью креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:20).
  Искупительная работа Иисуса Христа включает в себя две ступени: уничижение и прославление.
Уничижение Христа (смирение) начинается с воплощения (посредством рождения человеком). Став человеком, Иисус отказался от гораздо большего, чем любой человек даже может себе представить. Он был равным Отцу, был прославляем ангелами небесными. Но ради искупления человечества от греха Он пришел на землю, родился в яслях в хлеву, был искушен во всем, кроме греха, и умер ужасной и мучительной смертью на кресте, чтобы исполнить Свою роль.
«Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис. 53:2, 3).
«Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:6, 7).
Прославление Христа осуществилось через Его смерть, воскресение и вознесение на небо. Крест, а за ним воскресение объявляют полную победу Христа над смертью, адом и могилой: «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).
Финальный шаг возвышения – вознесение. Оно было событием славной победы, после которого Он занял Свое место по праву – с Отцом на небе: «Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1 Пет. 3:22). Поскольку Иисус в послушании прошел путь скорбей и унижения, Бог возвысил Его и дал Иисусу имя превыше всех имен.
«Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:9–11).