ДАРЫ ДУХА

ТЕМА 17
ДАРЫ ДУХА

Говоря о Церкви, Иисус Христос сказал: «... и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). В связи с необходимостью противостоять силам зла нам нужно быть подготовленными и оснащенными духовно. Мы должны знать о дарах Духа, понимать то, как они действуют, и быть готовыми разумно употреблять их в соответствии с волей Господа.
Духовные дары невозможно заработать. Это подарок, дар. Они даются Церкви на пользу, для достижения единства Тела Христова, для выявления сверхъестественного присутствия Божьего. Окончательным назначением даров Духа является осуществление воли Бога на земле через исполненную Духа Святого Церковь. Для того чтобы дары действовали, необходима атмосфера любви и единства в Церкви.
Существуют различные методы классификации духовных даров. Мы рассмотрим их в следующем порядке:
1. Дары служения: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4:11);
 2. Дары мотивации (побуждения): «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием» (Рим. 12:6–8);
 3. Дары проявления: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:8–11).
Дары служения (Ефес. 4:11)
Иисус Христос оставил эти дары людям, чтобы они осуществляли то дело, которое Он совершал, будучи на земле. Для этого Он поставил Апостолов, пророков, евангелистов, пасторов и учителей. Иисус Христос имел все эти служения. Он был Апостолом – то есть Посланником с определенной миссией, также Пророком, Евангелистом, Пастырем и, конечно, великим Учителем. Следовательно, эти служения даны нам для управления церковью, для «совершения (оснащения) святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11–13).
Ввиду того, что здесь говорится об определенных постах или позициях, занимаемых в управлении Церковью, многие считают их не дарами, а просто служениями. Однако в Ефес. 4:8 «дал дары человекам» – употреблено слово «дары», которое и позволяет их отнести к управленческим дарам служения.
1. Апостол – это слово употребляется в двух различных значениях.
Во-первых, оно относится к 11 ученикам Иисуса Христа, которых стали так именовать впоследствии (Мф. 10:2). Через них Господь дал нам Священное Писание. Они были призваны утвердить доктрину (учение Нового Завета) и положить основание Вселенской Церкви «…быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]» (Еф. 2:20). Это было специальное Божье призвание для особого служения. В этом смысле Апостолов сегодня нет. Основание Церкви положено. Канон Священного Писания завершен.
После них были и другие люди, которые были посланы Богом с конкретной целью. Их также называли апостолами (1 Кор. 9:5). Но они уже не имели права вносить что-то новое в утвержденную учениками Иисуса Христа доктрину. Их служение заключалось в открытии поместных церквей. В этом значении и сегодня в церкви есть действующие апостолы. Это люди, которым дана особая духовная власть в заботе о церквах.
Признаки апостольства:
– личное призвание Иисусом Христом. «Павел Апостол, [избранный] не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых»  (Гал. 1:1; 1 Кор. 1:1);
– духовный авторитет и признание служения церковью. «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол…» (1 Кор. 9:2);
– открытые церкви и спасенные души в результате служения. «…ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1 Кор. 9:2);
– проявление Силы Божьей и помазания. «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса» (Деян. 5:12).
Во избежание ложного провозглашения отдельными людьми самих себя апостолами, понимая, что только Бог может поставить на это служение, в Белорусской Церкви ХВЕ не принято присваивать служителям такой титул.
2. Пророк – христианин, имеющий способность от Бога получать и провозглашать откровение или произносить вдохновенное послание. Пророк обладает мощным видением того, что Бог хочет делать, и ясно провозглашает это людям. Он обычно сосредоточен на духовном росте людей, озабочен состоянием всеобщей святости Божьего народа. Через него, для передачи воли Господа людям, как правило, проявляются дары откровения (слово мудрости, слово знания и различение духов) или другие виды откровения, которые выявляют тайны прошлого или будущего. Служение пророка отличается от пророчествующего своей стабильностью, Божьим призванием, подтверждением Церкви.
3. Евангелист – верующий, имеющий сверхъестественный дар как для провозглашения Благой вести о спасении с необычайной эффективностью, так и для подготовки других к служению евангелизации.
4. Пастырь – обладающий способностью и призванием от Господа быть ответственным за духовное состояние поместной церкви и управление ею. Пастырь направляет, защищает и кормит стадо.
5. Учитель – это человек, обладающий дарованием понимать, понятно объяснять и применять Слово Божье к жизни слушающих. В его служении проявляется умение объяснять библейские истины, приводящие к зрелости других верующих, а также к оснащению их на дело служения.
Дары мотивации (побуждения) (Рим. 12:6–8)
Эти дары, являясь дарами благодати, функционируют в церкви, придавая особую мотивацию человеческой жизни. Особенностью этой группы духовных даров является то, что они действуют по побуждению и являются как бы сочетанием даров служения и даров проявления.
1. Пророчество – богодухновенное провещевание, которое состоит в получении и передаче срочного послания Бога к Его народу для назидания, увещевания и утешения. Пророчество рождается в духе человека под воздействием Духа Божьего. При этом, излагая пророчество, говорит сам человек под воздействием Святого Духа. Поэтому в речь могут вклиниваться человеческие слова, вплоть до искажения смысла послания. Писание советует: «прочие пусть рассуждают». Новозаветное пророчество дано не для дополнения Библии, и его нельзя ставить в ряд со Священным Писанием. Это как бы срочная телеграмма, посланная, чтобы повлиять на церковь или отдельного человека. Спонтанность является отличительной чертой пророчества, то есть оно не приготовляется умом пророка, а исходит от сердца, исполненного Духом Святым. Пророчество нужно принимать со смирением, рассуждая над ним. Пророчество всегда должно быть в гармонии со Словом Божьим.
2. Служение – это способность от Господа видеть неразрешенные нужды, сопровождающие осуществление Божьей работы, и использовать всевозможные ресурсы, чтобы эти нужды разрешить. Этот дар часто отождествляют с даром вспоможения, который характеризуется особой помощью нуждающимся как в духовном, так и в обычном материальном плане. В какой-то степени к дару служения относятся и офисные работники, которые оказывают неоценимую услугу духовным лидерам и без которых служение последних было бы не столь эффективным. Всего в Новом Завете насчитывается более пятидесяти различных служений, где христиане служат в Теле Христовом и друг другу и миру.
3. Увещатель – христианин, обладающий даром от Бога вселять уверенность, укреплять и утверждать тех, кто пребывает в разочаровании или колебании веры. При этом служении обычно через слова утешения человек приходит к успокоению и ободрению и, получив помощь и консультацию, чувствует себя исцеленным.
4. Раздаватель – призвание человека добровольно и с радостью вкладывать свои материальные ресурсы в работу Господа. У Бога во все времена были люди, у которых были деньги и другое имущество, чем они служили делу евангелизации и восполнению различных духовных нужд.
5. Начальник – имеющий дар управления, руководства, обладающий способностью спланировать, организовать и направить деятельность церкви так, чтобы она исполняла свою миссию. Дар начальства (лидерства) – это божественное дарование привлекать, вести и побуждать людей к осуществлению всех служений, которые есть в церкви. Хорошими библейскими примерами руководителей являются Моисей, Иосиф, Неемия.
6. Благотворитель – испытывающий сочувствие и сострадание к людям, христианам и неверующим, страдающим от физических, умственных, эмоциональных или духовных проблем. Он имеет способность переводить сострадание в дела, облегчающие и снимающие страдания. Основной движущей силой благотворительности является любовь.
Дары проявления (1 Кор. 12:8–10)
Это дары, в которых особым образом проявляются сверхъестественные действия Святого Духа для достижения определенных целей в Теле Христовом. Дары проявления обычно подразделяются на три группы:
1. Дары откровения (что-то открывают):
1) дар слова мудрости;
2) дар слова знания;
3) дар различения духов.
2. Дары силы (что-то делают):
1) дар веры;
2) дар исцелений;
3) дар чудотворения.
3. Дары провещевания, говорения (что-то говорят):
1) дар пророчества:
2) дар иных языков;
3) дар истолкования иных языков.
Дары откровения
При действии даров откровения Бог дает сверхъестественное знание определенных событий или фактов, о которых человек не может узнать естественным образом. Это становится возможным благодаря чуду – Божественному откровению.
1. Слово мудрости – это сверхъестественное откровение намерений и замыслов Господа. Через этот дар Бог дает лишь маленькую крупицу информации из своей огромной сокровищницы премудрости, и эта мудрость имеет отношение к будущему. Когда Бог дает слово мудрости, Он открывает то, что еще не стало реальностью. Это не мудрость по плоти, а слово мудрости для конкретного случая или ситуации, и дается людям различного уровня образования (см. Деян. 15:6–29).
2. Слово знания – это частица Божественного знания, данного человеку, которое относится к реальным событиям настоящего или прошлого. Благодаря этому знанию нам становятся известными те факты, о которых мы не могли узнать естественным образом. Если дар слова мудрости открывает волю Божью от настоящего к будущему, то дар слова знания – от настоящего к прошлому (см. Деян. 5:1–10).
3. Различение духов – это Божественная способность распознавать, какой дух инициирует поступки человека (отрицательные или положительные). Различение духов дает Церкви Христовой проницательность в духовном мире, в сфере, недоступной для наших естественных чувств. Это божественное откровение о том, что происходит в духе человека, какой дух находится в нем. Это не подозрительность, не критическая оценка, а сверхъестественное откровение от Бога о духах и их действии через людей (см. Деян. 16:16–18).
Дары силы
Эти дары совершают то, что невозможно совершить обычным образом.
1. Дар веры. Существует естественная вера, которой обладают люди. Она присуща всем. В духовной сфере есть так называемая спасающая вера, когда человек принял Евангелие Иисуса Христа в свое сердце и стал спасенным. Но дар веры отличается от этого. Это особая, специальная вера от Святого Духа, позволяющая совершать сверхъестественные действия, которые самому человеку не под силу. Иными словами, для получения чуда от Господа необходима эта специальная вера, являющаяся даром Святого Духа и действующая, как и другие духовные дары.
2. Дары исцелений – сверхъестественные дарования от Духа Святого исцелять людей без применения естественных средств или человеческого вмешательства. Эти дары могут проявляться различными путями, поэтому упоминаются во множественном числе. Исцеление через человека совершает Бог, поэтому желающему получить исцеление необходимо верить только Господу и искать Его милости, веря в то, что Бог исцеляет различными способами.
3. Дар чудотворения подразумевает сверхъестественное вмешательство Бога в обычный ход вещей. Это те действия, которые невозможно совершить обычными человеческими усилиями или умениями (например, воскрешение из мертвых). Новый Завет полон примеров, повествующих о чудесах как Иисуса Христа, так и Его последователей.
Дары провещевания
1. Дар пророчества мы рассматривали, когда говорили о дарах побуждения.
2. Дар иных языков представляет собой сверхъестественное высказывание, которое приходит от Бога через Духа Святого и проявляется в виде речи на незнакомом языке. Иные языки являются одним из подтверждений исполнения Духом Святым. Используя их, особенно прекрасно входить в сферу поклонения и прославления и величать Бога: «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу» (1 Кор. 14:2).
3. Дар истолкования языков – передача одним человеком понятной разговорной речью сказанного на ином языке другим. Это не перевод, где внимание переводчика сосредоточено на словах, а соединение в Духе, при котором становится понятной речь говорящего на незнакомых языках.
Дар иных языков с истолкованием равнозначен дару пророчества, поэтому его цель та же – назидание, увещевание и утешение членов церкви.