"Аватар" - евангелие античеловека
25.01.2010

Наблюдая за «раскрученными» фильмами последних лет, меня не покидало ощущение одной и той же идеологии, стоящей за этими «шедеврами» современности. «Матрица», «Гарри Потер», «Хроники Нарнии» «Шрек», «Аватар» и др. Многие скажут: «это просто современное кино, просто кассовый фильм, классные спецэффекты и графика». Однако. Почему в этих и подобных суперфильмах реальный мир – зло, а несуществующий – добро? Почему люди – зло, а уродливые и демонические существа – добро? Почему магия, колдовство, уничтожение людей ради спасения мифических существ – добро, а обычный (реальный) человек - зло? Может, случайно герои-спасители многих из этих произведений носят имена языческих божеств? Или случайно в фильмах умирают герои, имена которых связаны с христианской символикой? Не много ли совпадений и случайностей? Или же все эти вопросы - игра больного воображения христианина?
После просмотра нового творения Джеймса Кэмерона, фильма «Аватар», побивающего все рекорды просмотров, меня не покидало двойственное ощущение. С одной стороны – просто красивая современная фантастика-антиутопия. Но если заглянуть за все формы и обратиться к идеям и символам, то начинает вырисовываться довольно печальная идеология смысла.


СЮЖЕТ

Сюжет фильма довольно прост. 2154 год. На девственно-райскую планету Пандора вторгается задыхающееся на своей техногенной Земле человечество для добычи анобтаниума (буквально (шут.): «недостатий») – коммерчески исключительно ценного минерала. Преградой на пути добытчиков становится коренное население Пандоры. Одно из племен аборигенов поселилось над самыми богатыми залежами минерала. Для того, чтобы их как-то оттуда вывести, военные пробуют использовать аватаров.
Аватар – это гибрид человека и с инопланетянином. Если проще – тело инопланетянина с душой человека. Сознание (душа) человека вселяется в искусственно созданное тело аборигена при помощи определенного аппарата. Тело человека остаётся в лаборатории, но зато душа гуляет в теле туземца-инопланетянина в эдемском саду сказочно красивой и гармоничной экосистемы Пандоры.
Главный герой фильма – Джейк Сали, бывший военный, получает задание при помощи данного ему аватара (тела аборигена) войти в доверие племени На-ви, чтобы их изучить и получить нужную информацию на случай войны. Джейк-аватар, пребывая среди племени На-ви настолько проникается их жизнью, что начинает открывать, насколько гармоничен и прекрасен их мир единения с природой и насколько ужасен техногенный мир человечества. Он понимает, что человеку нечего предложить аборигенам. Им не нужны высокие технологии землян. Они живут в райском мире единения и гармонии с природой, которая даёт им всё, что нужно для счастья. Джейк переходит на сторону аборигенов, его поддерживают некоторые ученые и пару солдат.
Военные понимают, что аборигены не уйдут из своего селения, связанного с Древом Жизни – Эйвой, которое является для них божеством и растет прямо над залежами ценного минерала. Ради добычи анобтаниума, земляне принимают решение военного вторжения в райский мир племени, изгнания их, уничтожения Древа и экосистемы ради добычи минерала.
Заключительная часть фильма предсказуема. Против грубого варварства землян, уничтожающих природу и сжигающих Древо Жизни поднимается вся экосистема Пандоры, невидимо руководимая богиней Матерью-Природой. В безжалостной схватке аборигенов с варварами-землянами богиня поднимает на бой животный мир. Джейк-аватар как истинный спаситель, знающий мир землян, помагает их победить. Природа побеждает технику. Оставшиеся земляне изгоняются умирать на свою планету. А душа Джейка при помощи богини Матери-Природы окончательно переселяется в тело аватара. Ему не нужно земное тело, тем более обремененное инвалидностью. Он навсегда остаётся аборигеном. Рай экосистемы Пандоры восстановлен.

ЭСТЕТИКА

С точки зрения красочности фильм зрелищен. В подборе символов заметно характерное для постмодернизма антиискусство (дисгармония черт аборигенов (традиционно собирательный образ демона) подаётся как гармония и красота, традиционно негативные мифические персонажи играют позитивную роль). Можно усмотреть множество антиобразов, которые ломают классический подход к искусству, основанный на гармонии пропорций и реализме. Это характерный для современности антиэстетический бунт против действительности и восхваление ирреализма.

СОЦИУМ

Фильм интересен с точки зрения социального подтекста. Многие обозреватели сразу же подметили в фильме критику современной техногенной цивилизации, воплощение которой авторы видят в политике США. В фильме можно усмотреть намеки на жестокость англо-американских колонистов по отношению к индейцам. Военное вторжение землян на Пандору было названо «Shock and awe», именно так называлась военная доктрина американского вторжения в Ирак. Уничтожение девственной природы ради разработки минералов напоминает американское нефтяное вторжение в Амазонию, претензии на разработку месторождений в Венесуэле и Нигерии. В более широком социальном смысле фильм направлен на безжалостную критику и однозначное осуждение всей современной западной цивилизации, построенной на технике, уничтожении природы, высокомерии и колониализме.

РЕЛИГИЯ

Ещё более интересен духовный подтекст фильма. Ознакомленный с религиозным миром человек сразу же заметит в фильме типичную для New Age идеологию. Это религиозное движение, возникшее в среде антихристиански настроенной западной интеллигенции, проповедует крайний религиозный синкретизм (перемешивание всех мировых религий) с акцентом на постмодернистское понимание индуизма, религиозный экологизм (богиня Мать-Природа как живой, имеющий душу и разум организм, а человек как часть этой экосистемы), проповедует также субъективизм, реинкарнацию, релятивизм и др.
Первое, что замечает зритель в фильме «Аватар», это райский образ Пандоры. Какой этот Рай? Это полная гармония в природе животного и растительного мира. Эта гармония (по фильму) заключается в том, что люди (образ племени На-ви) не нуждаются в технике, им достаточно уровня аборигенов. Они счастливы, научились приручать животных (романтический образ полетов на прирученных драконах). Наивный и сказочный по смыслу образ Рая. Утопии человека – покорителя природы авторы противопоставляют очередную утопию человека-животного (идеология Ж. Ж. Руссо). Интересно, что в фильме именно жители райской Пандоры называются «людьми» в отличии от землян, которые для жителей Рая – «демоны».
В центре Рая аборигенов растёт Древо Жизни, которое их оберегает. Символично название Древа – Эйва (близкое библейскому «Ева» («жизнь»)). Это богатый религиозный символ, известный христианам из описания Эдемского сада в Библии. Древо Жизни -райское сосредоточение жизни, плодородия, источник познания и энергии.
Библейские параллели заметны не только в использовании самого образа Древа Жизни (известного и другим религиям), но также всей истории его уничтожения в фильме. Пандора становится антиисторией грехопадения библейских Адама и Евы. Демоны (так аборигены называют в фильме землян) приходят в Рай (Пандора) и хотят завладеть Древом Жизни. В Библии Адам и Ева поддались искушению демона. В Раю Пандоры люди (аборигены) не поддались на искушение демонов (землян), предлагающих им блага технической цивилизации. И хоть демоны попробовали силой завладеть Древом Жизни, людей спасла богиня Мать-Природа. «Первородный грех» не состоялся, люди Пандоры остались в Раю.
Богиня Мать-Природа – родительница богов и людей, не знающая добра и зла, безжалостная к врагам экосистемы. Этот персонифицированный образ природы, известный как преклонение первобытных людей перед силами стихии, занимает центральное место в «теологии» New Age. Несмотря на нью-эйджовскую окраску фильма, авторы довольно сдержанно представили образ богини Природы, которая таинственным образом хранит себя (экосистему) и своих детей (животный мир (в нем – аборигенов)). Не выдерживающая критики, внутренне противоречивая и примитивная вера в богиню Природу заставляет автора тушевать её образ в фильме.
Зато идеологически очень насыщеный образ аватара и его конкретизации в образе Джейка (главного героя).
Термин «аватар» был заимствован авторами фильма из индуизма, где он обозначает инкарнацию (земное воплощение) божества в тело человека. Наиболее известными аватарами считаются т. н. дашаватара («десять аватаров») Вишну (среди них Кришна и Рама). Образ аватара по фильму – это единственный путь для человека через реинкарнацию попасть в Рай. Авторы фильма подпитывают авторитетом науки учение о реинкарнации как реальность (факт науки и техники). По фильму, реинкарнация – это не плод воображения или веры, это научный факт, действительность. Реинкарнация необходима человеку, чтобы спастись от погибающей техногенной цивилизации (образ землян в фильме) и в новом воплощении (образ аватара) начать жизнь в гармонии с природой (образ Пандоры).
Судьба главного героя – это программное предложение идеологии «нового времени» для современного человека. По фильму Джейк-человек – это инвалид, но с прекрасной душой. Реинкарнация (в тело аборигена-аватара) – это единственная возможность инвалиду (символичный образ современного человека) стать полноценным существом. Джейк отказывается сначала от человеческой цивилизации, потом от своего человеческого тела, чтобы окончательно и навсегда остаться на Пандоре. Прямо квинтессенция индуизма: спасение через реинкарнацию, освобождение от ненавистного человеческого тела, полная нирвана. Только нирвана в фильме уже не индуистская (самоуничтожение человеческого тела и личности, растворение в «ничто»). Это сказочная нирвана для западного самовлюбленного постмодерниста – возвращение в красивую «теплицу» (идеализированный образ природы). И если Вы сейчас скептически улыбаетесь, то не улыбаются сотни тысяч зрителей по всей планете, которые после просмотра «Аватара» начинают ненавидеть реальный мир и хотят мира грёз - Пандору.
Окончание фильма – это приговор, подписанный человечеству. «Уходите умирать на свою планету», - звучит в спину побежденным и уходящим землянам. Реальному человеку в его реальной плоти нет места в Раю Кэмерона. Там могут жить только аватары, там будет только тот, кто ненавидит реальность, современную цивилизацию, поклоняется природе и верит в реинкарнацию. Очень символично, что даже те люди в фильме, которые перешли на сторону аборигенов, все до единого погибли. Умерла благодетельница профессор Грейс (имя переводится как «благодать» - ключевое для христиан понятие (спасение через благодать Господа)). Умирает человек-Джейк, чтобы во всей полноте начал жить аватар-Джейк. Нет человеческих тел и образов, ничего не остается от человеческой цивилизации. Пандора восстановлена.
Наблюдая за психологическим эффектом фильма «Аватар», заметно, как легко современная киноиндустрия превращается в оружение цивилизационной (религиозной) схватки. За всей зрелищностью фильмов в стиле «Матрица», «Аватар» стоит глубокая смысловая атака на сознание человека. Идеологи «нового мирового порядка» ещё в 18 в. объявили безжалостную войну христианству, которое стоит на страже реализма, рационализма и объективности. Вырвав у западного человека христианский «хребет», эти идеологи превратили человека нехристианского Запада в идеологический «пластилин» - человека постмодернизма (без принципов, без логики и рациональности, без объективности и реализма). Ирония судьбы заключается лишь в том, что отторжение христианской цивилизации приводит этих людей в другую цивилизацию. Творцы «Аватара» предлагают нам постмодернистский индуизм – утопию Пандоры – мира, которого нет и не может быть.

Андрей Рылко

Просмотров: 6028 
Последние новости
24.11.2017
23.11.2017
22.11.2017
21.11.2017
20.11.2017
Нравится Нравится